Популярные у мужской части нашей семьи воскресные комиксы подтолкнули к написанию заметок о наблюдениях и размышлениях о том, как дети в Америке зарабатывают деньги.
Так живо мне напомнил этот юный бизнесмен моего, вечно мечтающего разбогатеть (по-возможности легко и быстро), родного сынулю.
Когда жили в России ребенок порывался зарабатывать карманные деньги, придумывал проекты: собирался наловить много-много лягушек в соседнем парке и сдать в зоомагазин; помог продавцу уличном кафе навести порядок и она расплатилась мелочью и стаканом фанты; нес сумку с пустыми бутылками после нашего пикника и сдав их получил на расходы всю выручку; а собирать бутылки по улицам я запретила, т.к. находится там, где они валяются для ребенка было не безопасно и не полезно.
Споры о пользе и вреде карманных денег у детей идут во всех странах, каждая семья решает по-своему.
Я убеждена, что карманные деньги у ребенка после 6 лет (как научится считать) должны быть, и они должны быть заработаны им. Думаю, это подготовит человека к взрослой жизни, научит зарабатывать, а не ждать подачек, не быть до седых волос иждивенцем у родителей, у государства, у жены и всех, кто будет подавать. Я платила сыну за хорошее поведение в школе, за успехи в учебе, за помощь по дому. Уже в первом классе с ним был заключен договор, сначала устный, а после конфликта, письменный, с подписью обеих сторон и четким определением обязанностей и прав, суммой вознаграждения, сроков и штрафных санкций. Это работало, но не вечно.
Мне нравится установка здесь на то, чтобы дети становились самостоятельными раньше и работающий подросток никого не удивляет. Ребятня со средней и старшей школы начинает совмещать приработок с учебой, самостоятельно покупая вожделенные вещички и откладывая на будущую учебу. Моя, воспитанная в очень советском духе, старшая подруга осуждает это, мол дети детства лишаются. В итоге ее 24 и 28-летние "дитятки", уже обзаведясь семьями и детьми, все еще заглядывают в карман к маме, выуживая жалкие остатки ее учительской зарплаты. И кто от этого счастлив?
Здесь же, наш юный бизнесмен, уже знает, что заработанные деньги лучше не на китайскую безделушку потратить, а отложить, приумножить и в дело пустить. Собираясь на день рождения к другу, он (со вздохом) открывает собственный кошелек, С гордостью ношу часы, часть стоимости которых заработана моим, тогда 9-летним, сыном. Расставаться с деньгами сложновато, но ощущение собственной значимости и самостоятельности стоит намного ценнее.
Крупный банк Аляски предлагает детворе открывать счета, и за каждые вложенные в банк 3 доллара награждает какой-нибудь мелочью, чтобы стимул был прийти сюда снова и снова. Еще одна "мелочь", если клиент пришел в банк с ребенком, кассир обязательно выдает ему конфетку. Как-то кассир не заметила нашу светлую головушку из-под стойки, но голос оттуда напомнил: "Ma-am, where is my candy!". Ерунда, скажете вы? Не согласна! И сайт для обучения детворы как пользоваться банковскими услугами создан банком не случайно, он работает на будущее, как детворы, так и банка. Загляните в "Банк нашего будущего"
Пусть обвиняют американцев в любви к наживе, а мне довелось увидеть больше продажных людей там, где культивируется ханжеское презрение к деньгам. Ведь с тех пор, как был совершен первый обмен двуного с двуногим, отображенный позднее в формуле "Товар-Деньги-Товар", без денег могут прожить лишь самобеспечивающиеся отшельники. И то, я уверена, иногда и у них возникает проблема где взять что-то, что отсутствует в натуральном хозяйстве и отсюда вытекает вопрос - "Где взять деньги?" или как их заработать.
Школа ненавязчиво учит зарабатывать. Помню в Волжском газеты пестрели объявлением о приеме на работу в сетевой бизнес. Люди платили приличные деньги за несколько лекций, в надежде после этого получить работу. Им вручали баулы с товаром и предлагали пройтись по конторам и предприятиям, распродать товар, получив 10% за проданное. Там платили за эту науку, а здесь детям чуть не с пеленок показывают, как можно заработать, как преподносить товар так, чтоб люди покупали, как научиться вникать в психологию людей и использовать ее.
В школе предложили сыну съездить на 8 дней по 3-м крупнейшим городам Америки, стоимость поездки более 3 тысяч (добавить еще тысячу-полторы и можно купить билеты через всю Европу и Россию в Кокчетав). Педагоги объяснили, что за несколько лет существования этой программы некоторые дети сами зарабатывали на поездку или писали убедительные письма предполагаемым спонсорам и, нередко, получали от них деньги. У детей до поездки есть время и они могут начать зарабатывать. Вижу, в коридоре школы развешены объявления о продаже мороженого, детвора предлагает купить билеты на что-то, в офисах нашествие торгующей детворы - детишки уже зарабатывают.
Детям старших классов Элементари Скул предложили распространять какие-то постеры, наклейки - процент от продажи будет идти школе.
11-летний парнишка на велосипеде привез проспекты с продукцией шоколадной фирмы - работает от школы. В августе заплатили за коробку конфет ( их можно купить и в магазине, но тут благотворительность с личным удовольствием решили совместить), в декабре учитель позвонила, извинившись за задержку доставки заказа, пообещала завезти (я, с присущим мне русским пессимизмом, попрощалась с 10 долларами, а тут вот оказались люди порядочные, просто ребенок переехал и о заказах забыл).
В холле школы стоит контейнер для сбора этикеток с продукции известной фирмы, за которые фирма потом расплатится со школой.
Установлены контейнеры с надписью "Только для аллюминиевых банок", каждая баночка - 5 центов.
На всех городских мероприятиях можно увидеть ребятню с тележками, продают охлажденную колу в баночках, яблоки в карамели. Иногда работают на себя, иногда прикрепляют плакатик "Хоккейная команда", "Футбольная команда", народ покупает - и жажду или голод утолил и ребятишкам дал возможность подработать.
Лотереи и билетики наперебой предлагают как взрослые, так и дети. В праздники работают семьями. А кому от этого плохо? И на празднике побывали и подработали.
Проехались мы по гаражным распродажам, около взрослых столов с разной всячиной младшие члены семей расставили свои, с какими-то куколками, машинками, предлагают мороженое, баночку Колы или стакан самодельного лимонада - дети делают свой маленький бизнес.
Первый велосипед у сына появился сразу после приезда, его отдал подросший товарищ. У велосипеда была лопнувшая рама и мои мужчины долго возились со сваркой, шлифовкой и покраской. Получился черный красавец, на котором зимой по окрестным улочкам было намотано немало километров. А с весны у нас стала пополняться коллекция старых велосипедов, отданных друзьями, и частей к ним со свалки. Сын все лето трудился над ними, что-то менял, смазывал, свинчивал. В итоге насчитали 11 велосипедов, пригодных к использованию, из которых лишь 2 были куплены, на остальные хозяева махнули рукой, считая, что место им лишь на свалке. Сын готовил Байк-сэйл, планируя на вырученные деньги купить новый "крутой" велосипед, но как всегда зима неожидано наступила :).
Школьный оркестр, созданный 3 месяца назад, дал концерт. А до этого распределили билетики среди ребятни, чтоб предлагали в городе и объясняли, что школа пытается заработать на контрабас для оркестра. Видимо эти акции проводились задолго до этого, т.к. ребенок бесплатно получил от школы скрипку стоимостью более трехсот долларов. Я была полна скептизизма, идя на концерт, что можно сыграть взяв музыкальные инструменты в руки 3 месяца назад? Рада была ошибиться, педагоги поработали на славу, это звучало действительно оркестром, пусть и не всегда слаженным. Родители светились от гордости за чад. Думаю, недостающую сумму на инструменты школа теперь соберет быстро. И у моих мужчин теперь появился повод музицировать вечерами, ребенок перестал комплексовать, а достает скрипку из футляра и предлагает сыграть что-нибудь дуэтом с Дэдом.
Офисы в центре города - Клондайк для подрабатывающей на продажах и распространении ребятни. Муж принес какую-то соль для ванны в наивно по-детски раскрашенной склянке и поп-корн в карамели, смущенно объяснил: "Ребенок так настойчиво предлагал, не мог отказать". Ну и умничка ребенок, такой в будущем не пропадет, если настойчив и психологию покупателя с пеленок учит.
Понравилась предприимчивость школьной админитрации при организация Хэллуиновского вечера. Заранее разослали пригласительные билеты и опросники - кто чем может помочь, кто согласится напечь сладостей, кто поможет подготовить помещения для вечера, кто будет массовиком-затейником, а кто наведет порядок в школе после вечера. Предложили купить билетики на игры, кто это сделает до вечера купит их по 25 центов за один, а во-время вечера они обойдутся дороже. Дети пришли с гирляндами билетиков, хотя у входа они оказались по той же цене - 25 центов. Волонтиры из числа родителей работали на ими же организованных десятках разнообразнейших аттракционов, играх, шоу. Все оценивалось в билетиках: баночка колы -3 билетика, поп-корн - 1 билетик, каждая забава стоила от 2 до 6 (комната страха) билетиков. И кассиры не скучали, родители покупали для разыгравшихся чад гирлянды билетиков снова и снова. В одной из классных комнат был организован самый популярный 4-х билетиковый конкурс, участники под музыку ходили по кругу, переступая по листочкам с номерами, музыка останавливалась и оглашались 3 номера, вытащенные наугад из корзины, стоящие на таких же номерах получали право выбрать любой торт, пирожное или тарелку печенья из десятков, напеченных родителями. На поверку вечеринка в школе вышла нам, по стоимости такой же, как семейный перекус в ресторане. Да-а, когда о деньгах не спрашивают, с ними расстаешься легче. Школа вроде бы не просила родителей о деньгах, а только о физической помощи, а в итоге заработала неплохую сумму (если мой глазомер не врал - что-то около 1000 долларов) и никто в обиде не остался, платили за удовольствия и игры, ими же и организованные, педагоги лишь скоординировали все.
Я от души поапплодировала школьной администрации за находчивость по извлечению денег из родительского кармана при проведении акции пятиклашек "Музей восковых фигур". Каждому ребенку досталась роль какого-либо известного персонажа из истории Америки 15-19 века. Наш ребенок копался в Интернете, выискивая информацию о Кинге Филипе, подготовил и заучил доклад, нарисовал постер с интересными фактами из жизни персонажа, и портретом найденным в сети. Возились и спорили с Дэдом, прилаживали куски кожи лося, добытого на охоте, сличая создаваемый костюм индейского вождя 17 века с портретом. В день проведения акции детишки выстроились у стен у развешенных постеров и пристроенных макетов, взрослые бродили по коридору вдоль рядов раскрашенных, наряженных в костюмы всех эпох детей и изучали историю, слушая детские рассказы. У ног каждого ребенка стояла посудинка, оказалось для сбора денег (а я поначалу не поняла, почему в приписке к пригласительному билету была просьба не забыть запастись мелочью). Оказывается, ребенок начинал рассказывать гостю историю лишь когда тот опускал в посудинку денежку. В посудинках в перемешку с мелочью, виднелись 1 и 5 долларовые банкноты. Каждому родителю хотелось щедрее поощрить родное дитя, которому не к лицу было стоять с жалкими монетками, ведь он такой талантливый, так мил и умен! Потом учитель каждого класса собрал баночки с наличкой - так школа подработала на свои нужды. Вот, опять совместили удовольствие с заработком. Я была в восторге от всего!
Рождественский базар, организованный объединением церквей "Любовь во имя Христа" (Love In the Name of Christ) доставил огромное удовольствие и принес пользу.
Но начало было не столь радостным. Когда муж сказал, что едем на Рождественский базар я скривилась: опять ярмарка с разноцветем чьих-то дорогих поделок, пояснил: "Нет поделки будете делать сами". Еще более отрицательная реакция с моей стороны: "Я ничего делать не умею и не хочу!". Всю дорогу в машине сердито сопела, выбирая момент когда же дать выход копящемуся раздражению на этих "этузиастов- энтузьязистов-американцев, у которых все не как у людей". Не выбрала, приехали. Едва нашли уголок для парковки у Аляскаленда. У входа собирали по 10 долларов с человека. Рядом стояло объявление для малоимущих, желающих вместо оплаты поработать волонтирами и приглашающее пройти к координатору. Оплатили, получили пустые пакеты (оказалось для складывания поделок, сделанных своими руками), прошли. Длинная вереница из десятков столов, на которых какие-то заготовки, полуфабрикаты. Народ ходит оживленный, шустренько выстраивается в очереди к ним. 4 часа на этой ярмарке пролетели незаметно. Перебегали от стола к столу, наметив наиболее интересные поделки. Инструктора из числа волонтиров показывали и помогали изготовить поделку, затем мы перемещались у другому столу. В прежние годы Брюс не раз помогал этому объединению. Подготовка к Рождественнскому базару длилась весь год. Энтузиасты бегали по распродажам, закупая все, что можно пустить в дело, мужчины трудились на станках, делая деревянные заготовки для машинок, полочек и прочего, которые потом на базаре собирались детскими руками. Огромнейшая подготовительная и организационная работа. После базара заехали в Крафт Стор, накупили всякой всячины. Идеи, подсказанные на этой акции постоянно будоражат воображение и наш ребенок трудится теперь над изготовлением поделок дома, не заглядывая в родительский карман на покупку подарков к Рождеству. Так мой девиз: "Не умеешь заработать - учись экономить", осуществляется в жизни.
Учите детей зарабатывать с раннего детства! Самостоятельность и независмость, на самом деле, не лишают их детства, если рядом всегда будете вы, ваша любовь и интерес к их жизни. Собственные деньги и заботы не отдаляют вас от детей, а готовят их к успешной взрослой жизни, и они вам в будущем будут благодарны и ваша старость не будет окрашена одиночеством и нищетой!
Декабрь 2002