IZVESTIA.RU - ОБЩЕСТВО
(www.izvestia.ru/community/article26404)

МЮЗИКЛ СТРОГОГО РЕЖИМА

Заключенные женской колонии поставили "Нотр-Дам де Пари"
Вадим РЕЧКАЛОВ, Иваново

Заключенные женской колонии поставили "Нотр-Дам" (фото: Известия)
Темы дня:
 Мисс Мира-2002. Смерть на конкурсе красоты

 Главного судмедэксперта судят за экспорт трупов

 Эксклюзив. Правда об увольнении Митковой и Парфенова

 Скандал века. Раскрыта тайна Мольера

 Что скрывает христианская церковь о Библии

  Молодой человек, выпущенный из психбольницы, сразу совершил четыре убийства

В Нигерии идут последние приготовления к конкурсу "Мисс мира", а в Ивановской женской колонии сегодня дают премьеру мюзикла "Нотр- Дам де Пари". Участницы конкурса "Мисс мира" хотят спасти от смертного приговора шариатского суда нигерийскую женщину, осмелившуюся родить ребенка от мужа после развода. Заключенные, решившие назло судьбе поставить спектакль о высокой любви, хотят спасти свои души. И те, и другие пытаются совершить акт человечности, тем самым сделав хотя бы на микрон добрее наш жестокий мир.

Эти две истории совпали закономерно.

Мужчины ведут войны и становятся идеологами международного терроризма. Мужчины дают команду захватывать заложников в концертном зале Москвы и взрывать бомбу на дискотеке на райском острове Бали. Мужчины решают судьбы мира и готовы похоронить человечество под обломками своих амбиций. Мужчины не знают боли и радости от рождения на свет нового человеческого существа. А потому убивают и сочиняют мотивы, оправдывающие эти убийства.

Мы подошли к пределу бесчеловечности. В прямом эфире нам показывают преступления против человечества. Мы все - заложники этого мира со взорванной шкалой ценностей. Стрелка, обозначающая ценность человеческой жизни, отчетливо показывает на "ноль".

Женщинам, знающим, как это трудно - родить человека, легче понять, как это подло - убить его. Чтобы найти точку разума и совести в потерявшемся и потерянном мире, ищите женщину...

В пятницу премьера новой версии мюзикла "Нотр-Дам де Пари". Автор либретто, хореограф и режиссер-постановщик - Анна Киселева, осужденная на 15 лет. Начало спектакля в 14.00 в клубе "семерки", исправительно-трудового учреждения ОК-3/7 - Ивановской колонии для женщин. Вход по спецпропускам.

Корреспонденты "Известий" побывали на генеральной репетиции.

Квазимодо работает бухгалтером

Аня сделала это! Прославила "семерку" на весь мир. Анонс спектакля прошел по лентам информационных агентств. Премьеру освещают одиннадцать телекомпаний. Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции России не успевает выдавать разрешения журналистам. Администрация колонии в панике.

- Если сегодня еще кто-нибудь позвонит, возьму наградной пистолет и застрелюсь, - говорит начальник зоны полковник Сергеев.

Звонок раздается немедленно. Местная телекомпания тоже хочет присутствовать на премьере.

- А может, отменить все к черту? - Глаза Сергеева на секунду вспыхивают. - В связи с болезнью исполнителя главной роли - Квазимодо.

- Квазимодо заболел? - беспокоюсь я.

- Квазимодо здоров как бык, - отвечает полковник. - Бабу хочет - значит здоров!

Похоже, полковник уже сам плохо понимает, что творится в его зоне: заключенные смешались с персонажами, вошли в образы и забаррикадировались.

- Разрешите перед премьерой взять у Квазимодо интервью? - спрашиваю я.

- Нельзя. Он сейчас в промзоне. Очень занят. Квазимодо работает бухгалтером.

Блестящая цыганка

История началась месяц назад в кабинете полковника Фоминой, заместителя начальника колонии по воспитательной работе. Надвигался осенний смотр художественной самодеятельности. В прошлом году поставили "Бременских музыкантов". В этот раз хотелось иного.

- Надоели мне ваши сказки, - сказала заключенным полковник Фомина. - Давайте придумаем что-нибудь взрослое.

И вот приходит к ней Киселева из шестого отряда, представляется как обычно - статья такая-то, начало срока - 1996-й, конец - 2011-й. И вдруг:

- Гражданин начальник, мы решили поставить мюзикл "Нотр-Дам де Пари".

Фоминой затея показалась дерзкой:

- Ты хоть понимаешь, Аня, на что замахиваешься. В Париже, Брюсселе, Милане, в Москве, наконец, на этот спектакль миллионы долларов ухлопали. В колонии таких средств нет.

- А мы поставим его бесплатно, - сказала Аня. - Силами, так сказать, заключенных.

Совсем бесплатно не получилось. Четыреста рублей потрачено на гуашь. Декорации (художник-постановщик осужденная Журавлева) соорудили из списанных простыней и занавесок. Гуашь быстро закончилась. Задники рисовали масляной краской на оберточной бумаге. От местного швейного производства (300 тысяч камуфлированных спецовок в год) постановщикам не перепало ни метра - вся ткань под учетом. В колонии тысяча женщин-заключенных. Кастинг прошли 63 человека. В отборе артисток участвовали оперативники. Подбирали труппу так, чтобы во время репетиции не случилось поножовщины. Роль Эсмеральды досталась Свете Рузаевой из Ростова. Хотя в зоне полно настоящих цыганок.

- Ни одна из них до Эсмеральды не дотягивала, - говорит полковник Фомина. - Нет у нас пока такой блестящей цыганки. А Света настоящая Эсмеральда. Капризная.

Это правда. Эсмеральда настоящая. Стройная, пластичная, с жестким и трагическим взглядом, крупными, красивыми руками. На свои тридцать не выглядит:

- Вы меня на воле не видели. Там мне больше двадцати никогда не давали.

У Светы вторая судимость. Срок - шесть лет.

Четки

До начала спектакля считанные минуты. Монахи в черных капюшонах кучкой стоят среди зрителей. По сценарию они выйдут на сцену из зала. Впереди - Мадина Абдулаева. 25 лет. Срок - 15. Отсижено - 5. Старший бригадир.

- Кого ты будешь играть, Мадина? - шепотом спрашиваю я.

- Архидьякона, - отвечает она из-под капюшона, - который ради любви убил человека и лишил себя карьеры. Не говоря уже о вечной жизни.

- А Эсмеральду не хотелось сыграть?

- Нет, мне Архидьякон нравится. Сильная личность.

- А ты сильная?

- Так говорят.

Мадина - дагестанка. Вдова мордовского бандита. Что-то там у них случилось страшное. Мужа убили. Ребенок погиб. Сама Мадина кого-то зарезала. Опер охарактеризовал ее так - властная, смелая, жестокая, никогда не врет.

Перед выходом на сцену она внешне спокойна. Только быстро-быстро перебирает четки.

- Это тебе на спектакль выдали?

- Нет, это мои. Пацаны с воли подогнали.

Через полчаса на сцене она зарежет соперника ножом из фольги. После я спрошу у нее, какая сцена была самая сложная.

- Когда Архидьякона убивают.

- А когда он сам убивает?

- Ничего особенного. У меня, кстати, и по делу финка проходит.

Плакать здесь

Сюжет Киселевой отличается от классического. В Париже появляется большая группа бомжей, среди которых цыгане, бывшие заключенные, лица кавказской национальности. Эсмеральда, воровка и талантливая танцовщица. В нее влюбляются одновременно горбатый звонарь Квазимодо, его покровитель Архидьякон и король Франции. Архидьякон из ревности убивает короля. Эсмеральда отвечает взаимностью Квазимодо. Квазимодо убивает настойчивого Архидьякона и умирает в лагере от туберкулеза.

- У нас жизнеутверждающая постановка, - говорит полковник Сергеев. - Сама Эсмеральда остается живой. Ей, кстати, до освобождения четыре месяца.

Зрелище выглядит документальным. В сцене казни Квазимодо цыганский барон Клопен кричит в зал: "Может, есть среди вас какая-нибудь воровка или цыганка, которая возьмет его в мужья?" Зал буквально забит цыганками и воровками. А шутовская свадьба, когда на сцену выбегают настоящие цыганки? Пляшут и поют, бьют чечетку. И не сразу замечаешь, что у одной из танцовщиц нет руки. А казнь главной героини? Когда Эсмеральду - Светку Рузаеву ведут к построенной на авансцене виселице и она машинально закладывает руки за спину.

Когда Квазимодо приговаривают к наказанию плетью, одна из зрительниц вдруг начинает истерично хохотать.

- Прекрати смеяться, бестолковая Саткеева, - одергивает ее полковник Фомина. - Тут плакать надо.

У полковника в глазах слезы. Квазимодо и мне жалко до слез. Лариса Кулешова играет урода гениально. Я ее без горба даже не узнал. Срок у Ларисы - 17 лет.

- Не обидно играть урода? - спрашиваю у Ларисы между выходами.

- Зато он красив душой. И очень начитанный.

А за кулисами мат-перемат и дым коромыслом:

- Гражданин начальник, прогоните отсюда этого мудака с фонарем, - шипит оперативнику гримерша, имея в виду местного телеоператора. - Он крест уронил, девчонки шугаются.

Клопен на сцене вдруг забывает текст, и ему из-за кулис подсказывают шепотом:

- Говори, что думаешь.

Помощник режиссера отчитывает стражников, тащивших Квазимодо в тюрьму:

- Что ж вы, сучки, руки ей так выкручиваете. Это же спектакль!

Всех зарезали

После прогона артисток уводят в отряды. Едва успеваю задать вопрос режиссеру Киселевой:

- А почему у вас Эсмеральда остается живой?

- Да жалко мне ее стало. И возможности ограничены. По идее Эсмеральду надо повесить. У нас и виселица есть. Но как вы себе это представляете на нашей сцене? Как она будет висеть, как ее потом из петли вынимать. Вы, кстати, заметили, что у нас и Архидьякон умирает не так, как в книжке. Там он выбрасывается из окна. Но и таких возможностей у нас нет. Пришлось всех зарезать.

Если премьера пройдет успешно, то труппа может поехать на гастроли. В Кохму. В мужскую колонию строгого режима в тридцати километрах от Иванова. А тем временем один федеральный канал организовывает встречу ивановской труппы со звездами московской постановки. С Макарским, Петкуном и Голубевым уже вроде договорились. Полковник Сергеев пока думает.

Афиша

Учреждение ОК- 3/7. "Нотр Дам де Пари". Мюзикл

ПРЕМЬЕРА

Режиссер-постановщик Анна Киселева

По мотивам романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Музыка Р. Кочанте, ария Эсмеральды "Розовый фламинго" (песня А. Свиридовой)

Действующие лица и исполнители:

Эсмеральда - Светлана Рузаева, срок 6 лет

Квазимодо - Лариса Кулешова, срок 17 лет

Архидьякон - Мадина Абдулаева, срок 15 лет

Либретто, хореография - Анна Киселева, срок 15 лет

Художник-постановщик - осужденная Журавлева

В массовых сценах заняты осужденные Ивановской женской колонии № 7 (63 человека)

Представление состоится в клубе ОК-3/7 15 ноября в 14 часов

Вход по спецпропускам ГУИН МЮ РФ

Вы бы пошли на мюзикл, поставленный заключенными в колонии?

Виктор ВДОВИН, генерал-майор милиции:


- Конечно, мюзикл я посетил бы с удовольствием. Хоть осужденные и непрофессиональные актеры, но я уверен, что их уровень развития соответствует сцене. Я знаком с бытом и культурно-массовыми работами отбывающих срок в исправительно-трудовых учреждениях, подобные мероприятия проводятся преступниками давно. Это положительное явление.

Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ, режиссер театра "Чудак" города Искитим Новосибирской области, член Клуба "Известий":

- Я бы непременно пошел на такую постановку, потому что искусство может жить и за колючей проволокой. И история дает тому немало примеров. Вот известный московский режиссер Леонид Варпаховский, ученик и сподвижник Мейерхольда, попал на Колыму на много лет. И там он ставил спектакли с участием заключенных. Потом он говорил, что такого количества одаренных актеров, собранных вместе, больше нигде не встречал. Или вот сейчас в городе Соликамске в Пермской области - там раньше было много лагерей - есть такой театр "Перемена", который свое летоисчисление ведет с тридцатых годов, как раз от лагерного театра.

Алексей БУЛДАКОВ, актер:

- Много интересного и занимательного слышал о премьере новой версии мюзикла. Здорово, что и заключенные проникнуты любовью к искусству. Нужно будет обязательно посмотреть.

Владимир ЭТУШ, ректор Высшего театрального училища им. Щукина:

- Безумно интересно посмотреть мюзикл. Но в первую очередь хочется оценить происходящее с точки зрения человеческих проявлений со стороны заключенных. Мне неизвестны их актерские способности, возможно, все поставлено талантливо. И на мой взгляд - это все же гражданская акция, и инициаторами ее проведения наверняка выступают сами заключенные.

Авангард ЛЕОНТЬЕВ, актер:

- Никакого желания смотреть "зековскую" постановку у меня не возникает, потому что мюзикл - очень сложный жанр, и даже профессионалам не всегда удается с ним справиться. А доморощенная версия мюзикла "Нотр-Дам де Пари" в исполнении осужденных - обыкновенная самодеятельность. А я самодеятельность не люблю.

Ашот ДЖАЗОЯН, генеральный секретарь Международной конфедерации журналистских союзов, член Клуба "Известий":

- Человек в тюрьме обязательно должен пройти процесс реабилитации, вернуться к нормальной общественной жизни. Так почему бы там не ставить мюзиклы, спектакли? Ведь во многом же это и есть процесс оздоровления. Так что идея очень хорошая, я бы пошел на такой мюзикл.

Михаил ВИНЬКОВ, студент театрального училища:

- Обязательно пошел бы. Во-первых, это наверняка суперавангард. А во-вторых, этот мюзикл точно не захватят террористы, ведь колонии у нас все еще хорошо охраняются.

А что вы думаете об этом? Izvestia forum

Форум сайта Russia-Alaska

Back to Notes & Articles

Back Home Russia-Alaska



Hosted by uCoz